Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современном обществе существует широкий спектр профессий, где профессионалы ежедневно находятся в непосредственном контакте с другими людьми. Этот постоянный обмен эмоциями и энергией, а также высокая степень ответственности за благополучие других людей, может привести к развитию серьезного психологического состояния - синдрома эмоционального выгорания. Сталкиваясь с этим, индивидуумы могут испытывать внутреннюю эмоциональную опустошенность, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на их работоспособность, качество жизни и межличностные отношения. В силу таких обстоятельств, важно осознавать влияние, которое работа в таких профессиях оказывает на психическое здоровье, и активно принимать меры по предотвращению возможного выгорания, чтобы сохранить баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью.
Актуальность проблемы эмоционального выгорания в настоящее время крайне велика. Распространение этого психологического явления является серьезной угрозой для здоровья и благополучия профессионалов, а также для качества предоставляемых ими услуг. Стрессы, связанные с современным рабочим процессом, дополнительные нагрузки и персональные проблемы могут создать условия для появления синдрома эмоционального выгорания у любого человека, независимо от его профессиональной области.
Таким образом, изучение синдрома эмоционального выгорания и разработка эффективных стратегий его предотвращения и преодоления становятся важными задачами для психологов, управленцев и всех, кто заботится о своем психологическом здоровье и профессиональном развитии. В этом контексте исследование данной проблемы выходит за пределы психологии и становится актуальным для всех сфер деятельности, где люди имеют дело с другими людьми. Стремление к пониманию и решению этой проблемы открывает новые перспективы для улучшения качества жизни и работы в современном обществе. Исследование синдрома эмоционального выгорания становится фундаментальным элементом в реализации стратегий личностного развития и улучшения профессиональной работы. Оно приобретает особое значение как для индивидуалов, так и для коллективов, вступающих во взаимодействие с новыми методами и техниками восстановления и сохранения психологического здоровья. Кроме того, понимание этой проблемы ускоряет адаптацию к переменчивым условиям рабочей среды и способствует более эффективной интеграции в общественную жизнь.
Объект исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №40 Автозаводского района г. Нижнего Новгород.
Предмет исследования: факторы, определяющие возникновение, формирование и протекание стресса и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
Гипотеза исследования: возникновение, формирование и протекание стресса синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников обусловлено целым комплексом факторов, среди которых определяющими внутренними факторами являются личностные особенности медработников, а внешние факторы связаны с характеристиками их профессиональной деятельности.
Целью данной работы является исследование стресса и выгорания у медицинских работников.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
Рассмотреть понятие стресса и синдрома эмоционального выгорания.
Описать факторы, влияющие на возникновение стресса и синдрома эмоционального выгорания.
Изучить профессиональную деятельность медицинских работников как источник формирования стресса и синдрома эмоционального выгорания.
Провести исследование стресса и эмоционального выгорания медицинских работников на примере ГБУЗ НО «ГКБ № 40» Нижний Новгород.
Предложить рекомендации по профилактике эмоционального выгорания медицинских работников.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ данных.
Эмпирическая база экспериментального исследования – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №40 Автозаводского района г. Нижнего Новгород.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы.
Научный интерес к синдрому профессионального выгорания растет в связи с увеличением проблем, негативно влияющих на самочувствие и трудовую эффективность работников, а также на их взаимодействие с окружающими.
Термин «синдром выгорания» был введён немецким учёным X. Фрейнденбергом в 1974 году для описания состояния здоровых людей, которые находятся в постоянном взаимодействии с клиентами в условиях эмоционально напряжённой атмосферы организации [12].
Другой основоположник концепции выгорания, K. Маслач, охарактеризовала это явление как синдром физического и эмоционального истощения, который включает в себя развитие негативной самооценки, отрицательное отношение к работе и утрату понимания и сочувствия к клиентам.
Изначально синдром профессионального выгорания рассматривался как состояние истощения, сопровождающееся чувством бесполезности. Со временем его симптоматика значительно расширилась, включая психосоматические аспекты. Исследователи начали все чаще связывать этот синдром с психосоматическим состоянием, рассматривая его как предболезненное состояние. В настоящее время синдром профессионального выгорания включен в Международную классификацию болезней (МКБ-10: Z73 – «Стресс, связанный с трудностями в поддержании нормального образа жизни») [28].
Академик М. Буриш утверждает, что «выгорание» — это психологический термин, который описывает совокупность симптомов, возникающих в результате длительного рабочего стресса и определенных типов профессионального кризиса».
В. Бойко характеризует эмоциональное выгорание как «…разработанный индивидуумом механизм психологической защиты, проявляющийся в полном или частичном подавлении эмоций (снижении их энергетического уровня) в ответ на специфические психотравмирующие факторы» [33].
Ученый-психолог К. Кондо трактует синдром «эмоционального выгорания» как дезадаптацию к рабочему месту, вызванную чрезмерной нагрузкой и неадекватными межличностными отношениями. Это определение также соответствует его интерпретации понятия «выгорание», которое в первую очередь затрагивает тех, кто альтруистично и интенсивно взаимодействует с людьми [9].
Н.В. Самоукина описывает профессиональное выгорание как «синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека».
Среди множества определений профессионального выгорания наиболее точным является подход исследователей Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова. Они утверждают, что «профессиональное выгорание – это негативное психологическое явление, проявляющееся в виде психоэмоционального истощения, формирования дисфункциональных профессиональных установок и снижения профессиональной мотивации, которое наблюдается у людей без психопатологических расстройств» [5].
Как и любое другое патологическое состояние, синдром профессионального выгорания обладает своими характерными симптомами. Зарубежные исследователи К. Маслач и С. Джекобсон выделяют три основных признака этого синдрома:
«Эмоциональное истощение (ощущение эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой)».
«Снижение личных достижений» (ощущение потери эффективности или успехов, чувство некомпетентности и утраты результатов в профессиональной деятельности. Это отражает профессиональную самооценку в контексте синдрома выгорания);
«Деперсонализация» (отстраненность от своей работы и её объектов).
Каждый человек испытывает симптомы «выгорания» по-своему, и это зависит от множества личностных факторов. Для их выявления ученые из разных стран создали специальные методики диагностики. Например, можно упомянуть «Методику диагностики синдрома эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Опросник на «выгорание» Maslach Burnout Inventory (MBI), разработанный К. Маслач и С. Джексон», а также «Опросник психического выгорания», автором которого является В.А. Farber, а адаптацию провел А.А. Рукавишников [15].
Синдром профессионального выгорания чаще всего встречается у представителей таких профессий, как медицинские работники, учителя, менеджеры, психологи, психотерапевты, психиатры и специалисты различных сервисных сфер.
Как видно из перечисленных профессий, выгорание возникает в межличностных отношениях в системе «человек – человек», когда одна сторона вынуждена постоянно поддерживать другую. Процесс развития профессионального выгорания имеет стадийный характер. Дж. Гринберг описывает выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, состоящий из ряда последовательных стадий [25].
Стадии выгорания включают несколько ключевых этапов:
Медовый месяц: на начальном этапе работник полон энтузиазма, активно вовлечен в работу. С увеличением стресса начинает терять интерес и мотивацию.
Недостаток топлива: на этом этапе возникают симптомы усталости, апатии и нарушения сна. Снижается продуктивность и появляется отстраненность от обязанностей, хотя высокая мотивация может временно поддерживать работоспособность, но это вредит здоровью.
Хронические симптомы: продолжающаяся работа без перерывов приводит к физическому истощению и повышенной восприимчивости к заболеваниям. Психологические проблемы, такие как раздражительность и подавленность, становятся нормой, и ощущение нехватки времени усиливается.
Кризис: наступает обострение хронических заболеваний, что может привести к частичной или полной утрате работоспособности. Углубляется недовольство собой и качеством жизни.
Пробивание стены: на этой стадии острые физические и психические проблемы могут привести к серьезным заболеваниям, угрожающим жизни, и создать риски для карьеры из-за накопившихся трудностей.
Профессиональное выгорание представляет собой негативное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, формированием дисфункциональных профессиональных установок и снижением мотивации к работе, и оно может наблюдаться у людей без психопатологических расстройств [8].
Клинические проявления выгорания разнообразны. На ранних стадиях это может проявляться в виде переживаний, связанных с психотравмирующими обстоятельствами, а при более выраженном развитии симптомы могут перейти в сферу психосоматических расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авраменко, Н. Н. Условия формирования эмоционального выгорания медицинских работников // Вестник Калужского университета.. – 2021. – Т. 4, № 4(13). – С. 28-36.
2.Братухина, Е. А. Личностные предпосылки синдрома эмоционального выгорания врачей // Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. – 2019. – № 7(316). – С. 39-43.
3.Булгакова, О. С. Синдром эмоционального выгорания у медиков как признак профессии // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 1. – С. 9-20.
4.Васильева, Л. Н. Распространенность синдрома эмоционального выгорания среди врачей // Здравоохранение Чувашии. – 2020. – № 1. – С. 10-16.
5.Дементьева, Р. Р. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 7-2. – С. 46-48.
6.Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 139-146.
7.Зорькина, О. С. Особенности эмоциональной сферы и профессионального выгорания личности у медицинских работников станции скорой медицинской помощи // Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2022. – С. 107-112.
8.Искандарова, Ш. Т. Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (62). — С. 181-183.
9.Истомина, С. В. Специфика эмоционального выгорания у медицинских работников // Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов - 2021. – С. 181-186.
10.Каприн, А. Д. Синдром профессионального эмоционального выгорания у врачей // Педагогика. – 2021. – Т. 85, № 12. – С. 92-108.
11.Клименко, Т. С. Особенности профессионального выгорания врачей-онкологов // Креативная хирургия и онкология. – 2023. – № 2. – С. 119-124.
12.Крыжка, В. В. Эмоциональное выгорание у студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов // Молодежный инновационный вестник. – 2023. – Т. 12, № S2. – С. 420-423.
13.Лисенко, Е. А. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников // Педагогическое образование : оптимизация, модернизация и прогноз развития - 2020. – С. 131-134.
14. Лисок, Е. С. Напряженность трудового процесса как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания у женщин- врачей акушеров-гинекологов // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2021. – Т. 11. – С. 64-76.
15.Муравьева, А. А. Проблемы выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов // Социальные аспекты здоровья населения. – 2023. – Т. 69, № 1. – С. 112-119
16.Мякотных, В. С. Синдром эмоционального выгорания у женщин-врачей пожилого возраста // Успехи геронтологии. – 2024. – № 2. – С. 20-24.
17.Немятых, О. Д. Профессиональное выгорание медицинских и фармацевтических работников: проблемы и решения // Медицинская сестра. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 57-60.
18.Очирова, Л. И. Личностные особенности медицинских работников и синдром эмоционального выгорания // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 1(150). – С. 227-234.
19.Перевезенцева, Н. Л. Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер на качество оказания медицинской помощи // Вестник Костромского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 91-94.
20.Петри, А. Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников // Акмеология. – 2023. – № 1(61). – С. 128-133.
21.Селезнева, Е. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медиков среднего звена и пути их профилактики // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 241-244.
22.Сибгатуллин, И. Я. Распространённость рабочего стресса и эмоционального выгорания среди медицинских работников // Гигиена и санитария. – 2023. – Т. 102, № 11. – С. 1182-1185.
23.Силуянова И.В. Взаимоотношения «врач – пациент»: теория и практика: учеб. пособие. – М.: РНИМУ имени Н. И. Пирогова, 2020. – 175 с.
24.Снапковская, Л. Г. Профилактика конфликтных ситуаций в условиях профессионального выгорания медицинских работников. – М.: StatusPraesens, 2024. – 465 с.
25.Суханова, Е. И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: новости, мнения, обучение. – 2022. – Т. 10, № 2(36). – С. 55-60.
26.Тарутина, А. А. Эмоциональное выгорание среднего медицинского персонала. – Пермь: Прикамский социальный институт, 2023. – 392 с.
27.Твилле, П. С. Синдром эмоционального выгорания ординаторов: профилактика и мониторинг. – М.: ООО Адвансед солюшнз, 2024. – 120 с.
29.Фоминова, О. О. Синдром эмоционального выгорания у специалистов центра медицины катастроф // Молодежный инновационный вестник. – 2023. – Т. 12, № S2. – С. 153-155.
30.Хмелькова, М. А. Психопрофилактика эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 5. – С. 82-88.
31.Худалова, М. З. Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2023. – Т. 7, № 2(23). – С. 413-416.
32.Чапкевич, Л. Исследования эмоционального выгорания среди медицинских работников. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2020. – 214 с.
33.Чапкевич, Л. В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. – СПб.: НИЦ АРТ, 2022. – 335 с.
34.Чепурко, Ю. В. Особенности эмоционального выгорания у медицинских работников. – Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2021. – 228 с.
35.Яковлев, В. В. Эмоциональное выгорание ординаторов, обучающихся в медицинском вузе, и направления его психологической коррекции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2023. – Т. 11, № 3(42). – С. 231-238.